В этом разделе рассмотрены вопросы надежности и безопасности эксплуатации, основы монтажа и технической эксплуатации эскалаторов.
Пассажирские подъемно-транспортные машины можно разделить на машины циклического и непрерывного действия. К первым относятся шахтные и другие подъемники, а также пассажирские, грузо-пассажирские, больничные и специальные лифты. К ним же принадлежат фуникулеры и большинство пассажирских канатных дорог. Машинами непрерывного действия являются многокабинные подъемники, эскалаторы, пассажирские конвейеры (движущиеся тротуары) и спортивные канатные дороги.
В машинах циклического действия движение кабин или вагонов на подъем и спуск чередуются с остановками для посадки и выхода пассажиров из кабин или вагонов.
Скорость кабин и вагонов в машинах циклического действия может быть значительно больше, чем машин непрерывного действия, так как скорость последних зависит от способности человека войти на движущуюся машину и сойти с нее. Скорость лифтов и канатных дорог достигает 5 м/сек и более, эскалаторов и пассажирских конвейеров 1 м/сек, многокабинных подъемников лишь 0,3 м/сек. В связи с непрерывностью посадки, транспортирования и выхода из машин непрерывного действия производительность эскалаторов и пассажирских конвейеров во много раз выше, чем машин циклического действия.
Наибольшее распространение для сравнительно небольших и не постоянных пассажиропотоков (в жилых домах, административных и общественных зданиях) получили лифты, для значительных, постоянных и интенсивных пассажиропотоков (в метрополитенах, больших универмагах, портах, вокзалах и больших общественных зданиях) - эскалаторы. Все чаще стали применяться ленточные пассажирские конвейеры.
Эскалаторы имеют ряд преимуществ перед лифтами, многокабинными подъемниками, фуникулерами и другими устройствами такого назначения. Основное преимущество эскалаторов - их высокая производительность (10000-14000 человек в час) при ширине эскалаторного полотна 1 м. По производительности к эскалаторам приближаются лишь пассажирские ленточные конвейеры. Конвейеры предназначены для транспортирования по горизонтали или под небольшим углом наклона (до 12°), эскалаторы - для подъема под углом наклона 30-35°.
На величину производительности эскалатора влияет скорость входа пассажиров на эскалатор и скорость движения эскалатора. Одно из преимуществ эскалатора в том, что пассажиру не приходится ожидать посадки и начала движения. По эскалатору пассажир может передвигаться, ускоряя тем самым процесс транспортирования и сокращая время пребывания на эскалаторе. Немалое преимущество эскалатора в возможности использования его для передвижения в качестве простой лестницы при аварийной остановке.
К недостаткам эскалатора можно отнести его высокую стоимость по сравнению со стоимостью других видов вертикального транспорта при большой высоте подъема; более значительную затрату времени на подъем, чем у высокоскоростного лифта; большую стоимость сооружений для размещения эскалаторов по сравнению со стоимостью сооружений для вертикальных подъемников (лифтов, многокабинных подъемников) вследствие наклонного расположения эскалаторов; более высокую удельную затрату энергии на подъем пассажиров, чем у лифтов, в результате больших сопротивлений при движении по наклону и отсутствия противовеса, уравновешивающего часть пассажирской нагрузки.
Эскалаторы целесообразно применять при значительных пассажиропотоках на высоту подъема примерно до 50 м. При большей высоте подъема экономичнее устанавливать высокоскоростные лифты большой грузоподъемности со скоростями более 5 м/сек. Чем меньше высота подъема, тем эффективнее используется эскалатор. В многоэтажных зданиях с интенсивным движением между этажами (в магазинах, зрелищных предприятиях, на вокзалах и т. п.) целесообразно устанавливать эскалаторы высотой в один и два этажа. При этом должны быть предусмотрены лифты для быстрого подъема людей и грузов на верхние этажи. Эта же рекомендация относится и к большим многоэтажным административным зданиям.
В связи с ростом численности населения городов необходимость в развитии городского пассажирского транспорта. Наиболее эффективным видом транспорта в городах с миллионным населением являются метрополитены с большими скоростями и интенсивностью движения поездов. В свою очередь, метрополитены требуют применения высокопроизводительных подъемно-транспортных машин для подъема пассажиров с подземных поездных платформ на поверхность (улицы).
Строительство в таких городах многоэтажных административных и общественных зданий, торговых и зрелищных предприятий, портов и вокзалов с большими людскими потоками также требует применения соответствующих подъемно-транспортных машин для быстрого перемещения людей. Наиболее производительными и удобными средствами вертикального транспорта в этих случаях являются высокоскоростные лифты и эскалаторы.