В железобетонных конструкциях трещины могут возникать от усадочных свойств бетона или от возникающих в конструкции растягивающих напряжений при неравномерных температурных деформациях бетона, например, если температура изделия отличается от температуры воздуха более чем на 50° С; при работе конструкции, предусмотренной проектом; при монтаже, транспортировании и складировании изделий; при передаче усилия предварительного напряжения арматуры на бетон; при изготовлении изделия из-за значительных температурных деформаций формы или поддона в период термообработки или из-за дефектов технологического оборудования (дефекты рельсового пути, разбаланс строп подъемочных механизмов и т. д.).
На заводе-изготовителе трещины в железобетонных конструкциях обнаруживают после отпуска предварительно-напряженной арматуры, при приемочном контроле и при испытании изделий нагружением.
Визуальный способ обнаружения трещин утомителен и дает хорошие результаты только при раскрытии трещин более 0,05 мм. Чтобы выявить трещину на ранней стадии развития, следует протереть поверхность конструкции ваткой, смоченной быстроиспаряющейся жидкостью, например, ацетоном. Ацетон, попавший в трещину, испаряется позже, чем с поверхности конструкции, поэтому трещины становятся хорошо видимыми.
Чтобы определить момент образования трещин при отпуске предварительнонапряженной арматуры или при испытании изделий нагружением, в предполагаемом месте образования трещин следует заблаговременно устанавливать тензометры (механические или электрические). Резкий скачок показаний тензометра свидетельствует об образовании трещин.
Ориентировочно момент образования трещин в изгибаемых конструкциях можно принимать по графику деформации испытываемой конструкции. На появление трещин указывает излом графика деформаций.
При замере ширины раскрытия трещин рекомендуется пользоваться лупой или микроскопами малого увеличения.
Применим также метод сравнения. В этом случае используют трафарет из прозрачной пленки с черными линиями различной ширины (от 0,1 до 1,0 мм) или набор металлических щупов.
Трещины фиксируют карандашом или краской. Прочерчивают не по трещинам, а рядом с ними, чтобы лучше наблюдать за дальнейшим их развитием и раскрытием. После приложения каждой ступени нагрузки границы трещины отмечают поперечной чертой, около которой пишут номер ступени нагружения или величину испытательной нагрузки. Ширину раскрытия трещин измеряют с точностью до 0,1 мм.
При визуальном наблюдении нагрузку, при которой обнаружены первые трещины, рекомендуется умножать на коэффициент 0,95. В необходимых случаях выполняется картирование трещин, при этом отмечаются и другие дефекты конструкции (сколы, раздробление бетона и т. п.).