В нашем случае бокс пристроен к забору, окружающему участок, и изготовлен из конструктивных элементов, схожих с элементами самого ограждения. Все детали бокса сделаны из пиломатериалов, прошедших автоклавную пропитку антисептиками и отличающихся стойкостью к воздействию атмосферных и биологических факторов. Увитый растениями бокс хорошо сочетается с окружающим ландшафтом.
Бокс с естественной вентиляцией.
Размеры бокса определяются выбранными размерами отдельных элементов. Так, в качестве задней стенки использован сплошной щит шириной 234 см, на котором сверху закреплена диагональная решётчатая панель для вьющихся растений. Задняя стенка установлена между столбами ограждения участка. Три короткие стойки образуют каркас передней части бокса. К этим стойкам прикреплены дверки и передняя стенка - решётчатые щиты для вьющихся растений. Через такие стенки бокс хорошо проветривается. Передние стойки перевязаны поперечным бруском.
Верхний щит - крышку бокса - делают из рифлёных досок, которые прибивают к продольным связям. Между досками оставляют зазоры шириной 1 см для дополнительной вентиляции. Крышка лежит свободно, опираясь спереди на поперечный брус, сзади - на планку и с боков - на клиновидные вставки. При необходимости крышку можно легко снять.
Покрытие площадки.
Чтобы территорию, занимаемую боксом для мусорных контейнеров, легче было убирать, площадка под ним выложена тротуарными плитами, а снаружи и между плитами уложены ещё и камни для мощения дорожек. Такой пол легко подметать и мыть водой из шланга. Преимущество этого комбинированного покрытия по сравнению с покрытием из бетонных плит в том, что последние пришлось бы продалбливать под столбы.
Прочные рамы для дверок.
Дверки бокса должны быть прочными, чтобы выдерживать все подвешенные на них ёмкости с отходами. Поэтому рамы дверок собирают на угловых соединениях вполде-рева и шурупах. Снаружи рамы обшивают досками шириной 90 мм, которые крепят изнутри шурупами, чтобы не было видно головок. Из таких же досок сколачивают и крышку. Дверки навешивают на прочных «амбарных» петлях. Длинные карты петель врезают в детали рам под обшивку, а короткие привинчивают к стойкам. На среднюю стойку навешивают две дверки (на них висят и ёмкости с мусором), что удваивает нагрузку на неё. Поэтому с тыльной стороны стойку укрепляют цепью-растяжкой.
Диагонально натянутая цепь, воспринимающая нагрузки на переднюю стойку, должна быть прочно закреплена снизу, например, зацеплена за анкер, забетонированный в фундаментном блоке. Если такового нет, нижний конец цепи можно залить бетоном в специально выкопанной яме. Контейнеры или полиэтиленовые мешки для мусора подвешивают на крючках, прикреплённых изнутри к дверкам бокса (по два крючка на каждой из четырёх дверок).
Прежде чем установить столбы ограды, их скрепляют с задней стенкой бокса. Так легче обеспечить их правильное расположение. Столбы устанавливают в предварительно выкопанные ямы глубиной 80 см и засыпают тощим бетоном. Выставляют столбы вертикально по уровню и временно (пока не схватится бетон) фиксируют подпорками.
После сборки каркаса можно приступить к мощению площадки. На слой песка укладывают тротуарные плиты, а между ними - камни для мощения дорожек. В торцах стоек выбирают пазы под балки. Последние скрепляют между собой длинными шурупами. К верхним торцам столбов крепят деревянные декоративные накладки, которые к тому же защитят их от дождя.
Под плиты помещают бетонный блок, в который цементируют анкер для цепи-растяжки. Швы между плитами заполняют песком, поливая площадку водой. Прежде чем уложить тротуарные плиты и камни, в подготовленную выемку отсыпают слой песка, выравнивают и уплотняют его. Бокс для четырёх круглых мусорных контейнеров вместимостью ВО л каждый. При использовании других ёмкостей размеры бокса надо изменить.
Рамы дверок сколачивают из досок сечением 26x140 мм. Угловые соединения вполдерева укрепляют шурупами. Петли крепят прочными шурупами. Длинные карты петель врезают в раму под доски обшивки. Спереди рамы обшивают досками. Дополнительную жёсткость дверкам придает диагональный раскос.
Крючки для ёмкостей с мусором привинчивают к доскам, прикрепляемым потом к деталям рамы и диагональным раскосам. Ёмкости с мусором должны легко подвешиваться и так же легко сниматься. При необходимости крючки можно подогнуть. Запоры, как и все остальные металлические детали, должны быть с антикоррозийным покрытием.
Дачный гараж.
Любой полуоткрытый гараж на даче можно использовать не только по прямому назначению как крытую стоянку для автомобиля, но и оборудовать в нём кладовку.
В нашем случае гараж ещё и отгораживает террасу от общей зоны, а крытый проход под навесом ведёт к оборудованной в гараже кладовке для садового инвентаря, садовой мебели и велосипедов. Озеленённая крыша с прозрачным световым фонарем превращает эту утилитарную постройку в один из уголков сада. На крыше сажают растения, отличающиеся неприхотливостью и способностью расти не только на тощей почве, но и на тонком слое лёгкого растительного гранулята. Это. например, очиток (Sedum L.) и живучка (Sempervivum L).
В светлом, продуваемом лёгким ветерком гараже автомобиль «чувствует» себя уютно. Между стойками установлены воздухопроницаемые (со щелями) щиты из сосновых досок. Из таких же материалов сделана дверь, отделяющая террасу одной из квартир от общего двоpa. Наклонный карниз гаража, укрывающий газон, обшит плитами, напоминающими по внешнему виду шифер. Все пространство под навесом хорошо освещено дневным светом, проникающим сквозь фонарь из пластиковых прозрачных плит, который устроен по всей длине крыши.
Чтобы устроить проход под навесом, один из рядов стоек сместили на 900 мм внутрь. Таким образом кладовка заняла В всю ширину гаража (3720 мм), а стоянка для автомобиля и проход соответственно - 2790 мм и 930 мм. Расстояния между стойками должны быть одинаковыми и равными длине отдельных брусьев продольных балок, которые сращивают друг с другом врубкой вполдерева над каждой стойкой.
Крышу полуоткрытых гаражей, как правило, покрывают профилированным оцинкованным железом. Однако для озеленения нужна ровная крыша. Поэтому в нашем случае на стропила уложили обработанные антисептиком нестроганые шпунтованные доски толщиной 22 мм, оставив проём для светового фонаря. По продольным краям проёма к стропилам прикрепили наклонно под углом 112,5° отрезки реек. Вместе они образуют консоль для крепления фонаря из прозрачных макролоновых плит. Потом покрыли крышу водонепроницаемой плёнкой. Армированная тканью кровельная плёнка - довольно крепкий материал. Тем не менее лучше подложить под неё ещё и слой нетканого материала. Такой же материал, уложенный поверх плёнки, не только защитит её от повреждений, но и будет своеобразным дренажом под слоем растительного грунта.
В кладовке можно компактно разместить садовый инвентарь и велосипеды. Дверь этого помещения выходит к дорожке под навесом гаража со стороны террасы. В кладовке нет окон, но она хорошо освещается дневным светом через прозрачный фонарь на крыше. Под свесом крыши полуоткрытого гаража удачно разместилась садовая скамья. Во время дождя мебель с террасы можно убрать под навес. Шпалеры с вьющимися растениями придают этому уголку особую прелесть.
Стойки крепят на анкерах с помощью оцинкованных болтов. Прежде чем сверлить отверстия под болты, стойки тщательно выверяют по уровню или отвесу. В стойки запрессовывают резьбовые втулки, в которые ввёртывают шпильки, скрепляющие части продольной балки. Их укладывают на стойки и соединяют друг с другом врубкой вполдерева.
Стропила кладут на продольные балки и крепят на уголках и гвоздях. Совет: для поддержки балок можно поставить щиты ограждения. Итак, каркас готов. Теперь к стропилам надо прикрепить клиновидные брусья, чтобы создать лёгкий уклон в направлении водосточного жёлоба. В нижней части стропил делают уступ для укладки водосточного жёлоба. К торцам стропил прибивают прогон для крепления карниза.
Треугольные деревянные бобышки, прикреплённые к прогону, позволяют установить карниз наклонно. Прикреплённый к прогону наклонный карниз (здесь - из водостойкой фанеры) служит основой для шиферного покрытия. Отрезки реек, привинченные шурупами наклонно под углом 112,5°, образуют консоль, к которой крепят световой фонарь.
Крышу кроют нестрогаными шпунтованными досками, прибиваемыми к стропилам оцинкованными гвоздями. Стыки между досками всегда приходятся на стропила. Такими же досками обшивают и консоль для крепления прозрачного фонаря. Проём под него заканчивается у предпоследнего стропила. Кронштейны под водосточный жёлоб крепят изнутри к прогону карниза. Их располагают так, чтобы в направлении стока был лёгкий уклон.