Назначение защитного покрытия — изолировать поверхность металлического сооружения от электролитической среды, т. е. от воздействия почвенного раствора, воздуха, воды и т. п., а также изолировать сооружение в электрическом отношении. Исходя из этого, при проектировании (выборе) и устройстве защитного покрытия необходимо обеспечить:
а) непрерывность или сплошность слоя изоляции; б) водонепроницаемость и гидрофобность материала покрытия; в) достаточную механическую стабильность материала, сохраняющую непрерывность покрытия при высоких летних и низких зимних температурах; г) плотность сцепления (соединения) изолирующего слоя с поверхностью металла; д) химическую индифферентность по отношению к почвенному раствору; е) высокие диэлектрические свойства; ж) относительную дешевизну материала и возможность его широкого применения.
Всем этим требованиям наиболее полно отвечают изолирующие покрытия из битумных материалов, являющихся продуктом окисления или переработки нефти. В зависимости от степени и коррозионности почв, необходимой надежности изоляции и условий работы сооружения применяются различные типы покрытия из битумных материалов.
Пять типов защитной изоляции, различающихся между собой по структуре, числу слоев и общей толщине: а) нормальная изоляция; б) нормальная защищенная; в) усиленная изоляция; г) усиленная защищенная; д) весьма усиленная. В качестве усиливающей обертки применяется гидроизол, представляющий собой прессованный лист из асбестовой массы, пропитанной в подогретом до 200° битуме марки 3. В состав асбестовой массы входит 80—85% асбеста, 15—20% целлюлозы и 3—5% крахмала. Толщина листа гидроизола 0,6мм, ширина 0,95—1,0 м, сопротивление разрыву 30 кг. Замена гидроизола мешковиной сильно снижает качество покрытия. Выбор и применение того или иного тина покрытия производится в зависимости от коррозионности почв (грунтов) и требуемой надежности изоляции. Электрические кабели и кабели связи с металлической оболочкой из свинца или алюминия выпускаются промышленностью обычно с наружной защитной изоляцией. Последняя предназначается для предохранения металлической оболочки от коррозии и состоит из слоя плотной бумаги, пропитанной битумом, и джутовой оплетки, пропитанной каменноугольной смолой.
Опыт эксплуатации этих кабелей показывает, однако, что изготовленная в заводских условиях двуслойная защитная изоляция не обеспечивает длительного предохранения кабеля от коррозии в почвах нормальной и тем более повышенной коррозионности, а также в агрессивных грунтовых и поверхностных водах. Поэтому для предохранения кабелей от коррозии применяют дополнительное покрытие из битумных материалов, повышающих надежность защиты. В качестве дополнительной защиты рекомендуется применение трех типов изолирующих покрытий из битумных материалов. Типы покрытий назначаются в зависимости от коррозийной активности почвы, определенной по удельному сопротивлению.
Таблица. Характеристика типов защитной изоляции из битумных материалов для бронированных кабелей.
№ слоев, считая от поверхности заводской оплетки | Тип изоляции | ||
1 | II | III | |
1 | Праймер | Праймер | Праймер |
2 | Битумная эмаль | Битумная эмаль | Битумная эмаль |
3 | Усиливающая обертка | То же | То же |
4 | Битумная эмаль | Усиливающая обертка | Усиливающая обертка |
5 | - | Битумная эмаль | Битумная эмаль |
6 | - | - | То же |
Область применения | Низкая и нормальная коррозионность | Повышенная коррозионность | Высокая и особо высокая коррозионность |
Защитное покрытие из битумных материалов
Важнейшей характеристикой изолирующего покрытия является его электрическое сопротивление: чем выше сопротивление изолирующего покрытия, тем больше надежность защиты. Удельное омическое сопротивление свежих битумных покрытий колеблется в пределах 108 ÷1012 ом/см, что в сотни тысяч раз превышает сопротивление средних грунтов. Однако диэлектрические свойства защитного покрытия не остаются неизменными во времени и постепенно ухудшаются.
Защитное покрытие из битумных материалов благодаря водо- и воздухонепроницаемости в первое время полностью изолирует металлическое сооружение от внешней агрессивной среды. Однако с течением времени вследствие непрерывного разрушающего химического воздействия почвенного раствора, воды, кислорода воздуха и действия физических факторов (сезонные колебания температуры и влажности почвы, механические напряжения при термических удлинениях и сокращениях магистрали и т. п.) герметичность изоляции постепенно нарушается, и ее защитная роль сводится лишь к замедлению начавшегося процесса коррозии. Следовательно, защитная изоляция лишь на время может полностью исключить явления коррозии.
Эффективность и долговечность защитного действия изолирующего покрытия зависит от химической активности почв, физико-механических свойств примененного для изоляции материала, толщины изолирующего слоя и климатических условий района.
Рис.36. График зависимости между наибольшей глубиной коррозионных изъязвлений в стенках подземного трубопровода и толщиной защитного покрытия.
Само собой разумеется, что защитная функция тонкостенных битумных покрытий будет наиболее кратковременной; однако всякое покрытие какой бы то ни было толщины и конструкции в какой-то степени увеличивает срок службы подземного сооружения. Производственный опыт показывает, что применение слоя битумного покрытия толщиной менее 3,0 ÷ 3,5 мм не оправдывает себя и экономически нецелесообразно. Поэтому предельно минимальной толщиной битумного покрытия принят слой в 3 мм, а максимальная толщина защитной изоляции предусмотрена в 9 мм. Принятые пределы толщины изолирующего битумного покрытия базируются на экспериментальных данных, полученных для стальных трубопроводов с различными типами битумного покрытии после 10-летнего их пребывания в разных почвах. На рис. 36 представлена кривая зависимости между толщиной слоя защитного покрытия и наибольшими замеренными в натуре глубинами коррозионных изъязвлений. Здесь же для сравнения построена теоретическая кривая 2, отражающая ту же зависимость и полученная из уравнения: t = Aхl:σ
где t — наибольшая глубина коррозионных изъязвлений; А — коэффициент, зависящий от физико-механических свойств материала защитного покрытия; σ — толщина слоя покрытия.
На кривой 1, приняв в качестве переменной толщину слоя покрытия, можно выделить три области. Отрезок кривой, соответствующий толщине слоя изоляции менее 3,0 мм (область А), характеризует наличие большого количества глубоких коррозионных изъязвлений, причем в этой области небольшому уменьшению толщины покрытия соответствует значительное возрастание глубины коррозионных поражений. Следовательно, защитное действие покрытия толщиной менее 3 мм слабое, а поэтому применять его не рекомендуется. Отрезок кривой, соответствующий толщине изолирующего слоя от 3 до 9 мм (область Б), характеризуется тем, что здесь коррозионные разрушения того же 10-летнего возраста имеют значительно меньшую глубину. Это область рекомендуемых толщин покрытия.
Увеличение толщины покрытия свыше 9 мм (область В) ведет к увеличению затрат без пропорционального этим затратам повышения эффективности защиты. Ввиду экономической невыгодности толщины покрытия свыше 9 мм не рекомендуются. Выбор защитного покрытия толщиной более 9 мм должен в каждом отдельном случае обосновываться расчетом, подтверждающим целесообразность принятого решения. С увеличением толщины покрытия возрастает и сумма дополнительных затрат. Само собой разумеется, что эта сумма не может расти неограниченно и лимитируется стоимостью самого сооружения в сопоставлении со сроками его службы в защищенном и незащищенном виде. Для расчета предельно допустимой стоимости X защитных мероприятий следующая формула:
где А — стоимость незащищенного сооружения; В= 100 : п — амортизация незащищенного сооружения в процентах за 1 год; п — расчетная продолжительность службы сооружения (число лет); С — амортизация защищенного сооружения. Стойкость защитного покрытия против физико-химического воздействия окружающей почвенной среды, как уже отмечалось выше, определяется не только степенью агрессивности среды и толщиной покрытия, но и климатическими условиями и прежде всего температурными.
Поэтому состав и физико-механические свойства применяемых для покрытий битумных материалов должны подбираться с учетом климатических особенностей района строительства. В соответствии с этим для различных климатических зон рекомендуются различные по своим физико-механическим свойствам битумные эмали.
Таблица. Материал защитного покрытия для различных климатических условий по поясам.
Зона применения | Ориентировочные летние температуры в град. | Наименование битумной эмали | Состав битумной эмали для защитного покрытия в % по весу | ||
битум БП | битум БТ | каолин | |||
Северная | 5—10 | БМ—25—К | 75 | — | 25 |
Средняя | 10-20 | БТ -15—К | — | 85 | 15 |
Южная | >20 | БТ —25—К | — | 75 | 25 |
Нормы расхода основных изоляционных материалов для наиболее распространенных типов битумных покрытии приведены в таблице.
Таблица. Нормы расхода основных изоляционных материалов на 1 км трубопровода.
Диаметры труб в мм | Праймер в кг. | Вес готового покрытия в т | Количество гидроизола или мешковины в м2 | |||
изоляция | ||||||
нормальная | усиленная | весьма усиленная | изоляция | |||
усиленная | весьма усиленная | |||||
350 | 210 | 5,5 | 11,5 | 17,4 | 1530 | 3060 |
300 | 180 | 4 7 | 9.9 | 15,0 | 1300 | 2600 |
250 | 150 | 3,9 | 8,2 | 12,5 | 1000 | 2000 |
200 | 120 | 3,2 | 6,8 | 10,3 | 900 | 1800 |
150 | 90 | 2,5 | 5,3 | 8,0 | 710 | 1420 |
100 | 60 | 1,7 | 3,6 | 5,5 | 500 | 1000 |
75 | 45 | 1,3 | 2,8 | 4,2 | 380 | 760 |
|
|
6,0 |
|
|
|
|
Расход материалов на 1 м2 в кг | 0,2 | 12,0 | 19,0 | 1,1 | 2,2 |
Примечания. 1. Для битумной эмали БМ-25-К и БК-25-К расход материала готового покрытия должен быть увеличен на 10%. 2 Для расхода материалов зимней изоляции норма увеличивается на 20%.