Монтаж сборных железобетонных промышленных зданий и сооружений
Методы монтажа конструкций и выбор кранов
Монтаж по часовому графику
Монтаж железобетонных элементов с транспортных средств позволяет отказаться от дорогих операций по их складированию и хранению на строительных площадках. Затраты труда на складские операции, по данным практики, составляют 3-5 чел.-ч на 1 м3 железобетонных конструкций, а кранового времени на обслуживание складов - 1,6 маш.-ч на 1 м3 конструкций.
При монтаже непосредственно с транспортных средств эти затраты (погрузка, подача со склада к месту монтажа, разгрузка в зоне действия крана, кантовка, подача на крюк крана) отпадают. Общая трудоемкость монтажных работ при монтаже с транспортных средств снижается на 20-25%. Монтаж с транспортных средств ведут по часовому графику.
График составляют на основании технологических карт по выполнению монтажных процессов, по которым определяют продолжительность процессов. В графике указывают рабочую смену, номер автомашины, марку и количество сборных конструкций, доставляемых машиной за один рейс, время прибытия машины на стройку и общую продолжительность рейса.
В городских условиях монтаж с транспортных средств применяют при массовом строительстве жилых домов.
При монтаже с транспортных средств возможны простои самого транспорта, связанные с продолжительной занятостью крана по установке монтируемых элементов. Ликвидировать простои можно применением сменных прицепов. Один тягач обслуживает в этом случае три прицепа: первый находится на заводе под погрузкой конструкций, второй - в пути вместе с тягачом, третий - на строительной площадке под крюком монтажного крана. Таким способом осуществляется челночный способ доставки конструкций.
Продолжительность цикла монтажа конструктивного элемента (колонны, фермы и др.) складывается из затрат времени на его монтаж и на транспортирование с завода под крюк крана, включая простои автотранспорта под краном, обратный пробег и погрузку конструкции на заводе-поставщике.
По графику продолжительность монтажа двух колонн, подвозимых на одном прицепе, составляет 100 мин: время работы автомобиля с прицепом (погрузка на заводе + пробег в оба конца + разгрузка под краном) = 100 мин.
При использовании для подвозки 1 автомашины с прицепом в смену может быть установлено 8 колонн.
Таким же путем определяется продолжительность установки и потребность в автотранспорте при монтаже отдельных конструктивных элементов.
Выбор монтажного крана
Основными рабочими параметрами монтажных кранов являются грузоподъемность, высота подъема крюка и вылет стрелы.
Для стреловых гусеничных или пневмоколесных кранов рабочие параметры определяют по специальным формулам.
Выбор крана можно производить по графикам-характеристикам. Кран может иметь стрелы длиной 12,5; 22,5 и 32,5 м. Грузоподъемность крана, соответствующая этим длинам стрелы, характеризуется соответственно кривыми.
Сопоставляя необходимые для монтажа конкретного объекта параметры башенных кранов с рабочими параметрами, приведенными в технических характеристиках, выбирают краны с наиболее близкими к необходимым (расчетным) параметрами для них определяют зоны действия.
Окончательное решение при выборе крана или группы кранов принимают на основе технико-экономических расчетов стоимости монтажа 1 т сборных конструкций. Такие расчеты необходимы в тех случаях, когда есть возможность выбрать кран для одного из двух или нескольких вариантов.
Показателями для выбора монтажных кранов являются продолжительность монтажа, трудоемкость единицы работ и стоимость их выполнения.
Башенные краны применяют для монтажа высоких зданий с большим объемом сборных железобетонных конструкций: краны грузоподъемностью до 10 т используют на монтаже многоэтажных промышленных зданий при небольшом весе элементов; краны грузоподъемностью 10-25 т - для монтажа высоких зданий и сооружений (градирни, башни и т. п.); краны грузоподъемностью 40-50 т - для монтажа тяжелых конструкций.