Транспортирование элементов строительных конструкций
Высокая эффективность монтажных работ может быть достигнута лишь при хорошо организованной и четкой работе автотранспорта, от которого зависит не только доставка элементов на стройплощадку в установленные сроки, но и сохранность их при транспортировании. Необходимо уделять большее внимание правильному выбору транспортных средств и полноценному использованию их с учетом в каждом конкретном случае характеристики доставляемых элементов и условий работ на объекте.
Элементы конструкций в зависимости от расстояний и веса перевозят как железнодорожным, так и автомобильным транспортом; легкие и малогабаритные изделия - бортовыми автомашинами разной грузоподъемности; балки, ригели и плиты - на автомобилях с прицепами; стеновые панели - на панелевозах; балки и фермы покрытий - на балковозах и фермовозах; длинномерные и тяжеловесные элементы - на прицепах-тяжеловозах с тягачами. Специализированные транспортные средства обеспечивают удобство погрузки-разгрузки и сохранность элементов в пути. Транспортные средства с прицепами оборудуют шарнирными устройствами для свободного поворота прицепов. Особое внимание следует уделять транспортированию железобетонных конструкций в части правильности погрузки и сохранности их в пути.
Широко применяют панелевозы, в которых предусмотрено использование межрессорного пространства, что позволяет иметь внутреннюю длину кассеты, большую, чем база.
Для сокращения времени простоя автомашин и исключения разгрузочных механизмов разработали и внедрили в производство платформу для транспортирования и хранения изделий, которая представляет собой жесткую раму, устанавливаемую на четыре телескопические опоры (фиксируемые с помощью штырей), снабженные винтовыми домкратами для регулирования небходимой высоты и горизонтального положения.
Платформу транспортируют автомобилем, оборудованным погрузочно-разгрузочным подъемником. Погрузку и разгрузку платформы осуществляют въездом и выездом автомобиля из-под платформы, установленной на выдвижные опоры.
Тот же принцип использован и в инвентарных бункерах для транспортирования раствора, перемешиваемого в пути и зимой подогреваемого отработанными газами от автомобиля (проходящими в пространство между двумя обечайками), а при нахождении бункера на стройплощадке - с помощью вмонтированных в его корпус электронагревательных панелей.
Перевозить конструкции на прицепах-тележках, салазках или катках при помощи тракторной тяги допускается в пределах строительной площадки на расстояние не более 1 км.
Положение и опирание большегабаритных элементов при перевозке на транспортных средствах указываются в проекте элементов и не должны вызывать перенапряжений в них. Погрузку крупнопанельных элементов на транспортные средства надо производить по возможности в положении, близком к проектному и обеспечивающем удобную разгрузку на стройплощадке (без кантования).
Армированные элементы при перевозке укладывают армированной стороной вниз, и на заводах-изготовителях наносят на них знаки (обычно масляной краской слово «Верх»), указывающие на правильное положение при перевозке. Элементы должны опираться на деревянные подкладки и прокладки толщиной не менее 25 мм. Последние располагают в местах, обозначенных метками при изготовлении элементов. Применять промежуточные прокладки не допускается.
Панели стен и перегородок перевозят в вертикальном положении на ребро с небольшим наклоном; фермы и балки - в вертикальном положении на ребро; панели перекрытий, покрытий - плашмя; колонны - укладывая на любую грань. При перевозке элементов в вертикальном положении их надо надежно закреплять и оставлять зазор (шириной не менее 10 см) между элементами и последними и бортами машины. При перевозке в несколько рядов по высоте и ширине между элементами должны быть горизонтальные и вертикальные прокладки, исключающие неправильное опирание и удары элементов один о другой. Для предохранения нижележащих элементов от изгиба и деформаций под давлением вышележащих деревянные прокладки между рядами располагают на одной вертикали и в местах, исключающих перенапряжение элементов при перевозке.
Элементы должны поступать комплектно с закладными деталями. Нельзя допускать к перевозке железобетонные изделии, не имеющие 70% проектной прочности.
Поставка, приемка и складирование строительных конструкций
Сборные конструкции заранее заказывают заводу-изготовителю на весь объект, а на площадку их завозят частями по комплектовочным ведомостям. График поставки конструкций должен опережать график монтажа. Запас конструкций на площадке зависит от дальности их перевозки и должен обеспечивать ритмичность монтажных работ, согласно графику строительства.
Комплектовочные ведомости прилагаются к проектам здания и производства работ. В них проставляют наименование, марку и количество элементов, необходимых для монтажа здания или его секции. Каждая ведомость увязывается по срокам поставки с графиком монтажа.
Качество элементов, поступающих на монтаж, монтирующая организация проверяет внешним осмотром. Для железобетонных конструкций отпускная прочность изделий проверяется по паспорту, которым снабжается каждая партия элементов, отпускаемых заводом потребителю; балки или фермы покрытий пролетом 18 м и более снабжаются паспортами каждая в отдельности. Отпускать и принимать элементы без паспортов запрещается.
Приемка изделий состоит из внешнего осмотра элементов и их замеров.
При внешнем осмотре элементов следует обращать внимание на отсутствие деформаций и повреждений, наличие стыковых деталей, правильность расположения выпусков арматуры, закладных деталей, фиксирующих устройств, монтажных петель, соответствие лицевой поверхности изделия требованиям проекта. При приемке элементов необходимо проверять соответствие его фактических размеров проектным.
Допускаемые отклонения от проектных размеров в мм в зависимости от класса точности железобетонных изделий не должны превышать по длине от ± 4 до ±10, по ширине и толщине или высоте сечения ±5, в фундаментных блоках по ширине ±15 и толщине или высоте сечения ±10; в балках и фермах покрытий пролетом более 18 м по длине ±20 мм.
Вместе с элементами завод поставляет метизы-болты и заклепки, а также комплекты деталей для выполнения монтажных соединений.
Если не представляется возможным организовать монтаж с транспортных средств, определенный запас конструкций хранят на приобъектных складах. Такие склады устраивают для монтажа промышленных зданий обычно в зоне действия монтажных кранов. Элементы, подлежащие укрупнительной сборке, следует по возможности размещать у стендов укрупнения.
Складские площадки устраивают на ровном месте, на хорошо уплотненном грунте, с уклоном для стока поверхностных вод, а элементы укладывают штабелями на деревянных подкладках и прокладках со строгим их расположением в установленных местах. Через каждые 2 штабеля в продольном направлении и через 25 м в поперечном направлении оставляют проходы шириной 0,7 м.
Для определения размеров складов при укладке элементов в штабеля высотой 2-2,5 м принимают, что на 1 м2 площади занимаемой элементами, можно разместить: фундаментных блоков 1,1-1,5 м3, колонн - 0,35-0,55 м3, балок подкрановых - 0,40-0,45 м3, прогонов перекрытий и покрытий - 0,6-0,9 м3, плит перекрытий и покрытий - 0,45 м3, а в вертикальном положении стеновых панелей - 1,3 м3 и ферм - 0,15-0,25 м3.
Элементы на складе должны быть рассортированы по маркам и уложены с учетом очередности монтажа; заводскую маркировку элементов обращают в сторону проходов; стальные детали хранят под навесом. Каждый склад должен иметь кольцевые или сквозные проезды.
Укрупнительная сборка элементов
Тяжелые и громоздкие конструкции (например, большепролетные фермы, высокие колонны, оболочки покрытия) нельзя доставить на строительную площадку в цельном виде вследствие их негабаритности или ограниченной грузоподъемности транспортных средств. В то же время монтаж таких конструкций без их предварительного укрупнения. т. е. по частям, не всегда целесообразен, так как на это требуется значительно больше времени и труда, чем на монтаж тех же конструкций, но укрупненных на земле. Укрупнительная сборка элементов позволяет также уменьшить количество подъемов, отказаться от устройства сложных подмостей и сократить трудоемкие верхолазные работы.
Способы укрупнительной сборки элементов определяются проектом производства работ, а вес укрупненных элементов диктуется грузоподъемностью монтажных механизмов, которыми может располагать строительная площадка.
Фермы пролетом 24 м и более изготовляют на заводе из двух или трех частей, которые на стройплощадке собираются в целую конструкцию. Укрупнительную сборку составных железобетонных ферм из двух полуферм ведут в вертикальном положении на специальном передвижном стенде: полуфермы в месте их стыкования закрепляют в кондукторе, а нижним поясом устанавливают на роликовые опоры. С помощью стяжного болта полуфермы сближают друг с другом настолько, чтобы между ними образовался требуемый проектом зазор. После этого полуфермы рихтуют регулировочными винтами и закрепляют на роликовых опорах.
Опорные ролики могут быть подняты или опущены, благодаря чему ферме можно придать проектное положение с заданным строительным подъемом. На верхний пояс фермы надевают струбцину, зажимающую концы обеих частей. На струбцине имеются 4 расчалки, закрепляемые на рамс кондуктора. Между кондуктором и опорными узлами ферм устанавливают роликовые опоры, обеспечивающие свободное передвижение элементов. После сварки узлов ферму освобождают от кондуктора.
Для укрупнительной сборки контурных ферм оболочек применяют также металлические кондукторы и сварку закладных элементов. В других случаях контурные фермы оболочки укрупняют с натяжением арматуры в каналах с заполнением их раствором.
Арматуру в виде пучков из высокопрочной проволоки или в виде стержней протаскивают при помощи тонкого стального каната лебедкой через каналы конструкций.
Проходимость каналов предварительно проверяют путем протаскивания через них челнока на проволоке. Протянув арматуру, заполняют вертикальные швы между стыкуемыми элементами фермы быстротвердеющим раствором. После достижения последним прочности не менее 150 кг/см2 натягивают арматуру. Пучки ее на поверхности торцов крайних элементов заанкеривают коническими пробками и натягивают гидравлическими домкратами двойного действия.
На головке домкрата имеются пазы, в которые заправляют концы проволок пучка, с противоположного конца конструкции арматуру крепят при помощи стальных шайб и конического клина.
Домкрат упирается в анкерную плиту; при подаче в него масла пучок проволоки натягивается, а при подаче масла через штуцер проволока заанкеривается конической пробкой. В конической пробке имеется отверстие, через которое после натяжения арматуры нагнетают в канал цементный раствор.
Контроль за натяжением арматуры осуществляется при помощи манометра и тарировочного графика, показывающего зависимость между показаниями манометра и усилиями домкрата.
Анкерное устройство в виде шайбы и конической пробки не обеспечивает равномерного натяжения и надежного закрепления проволоки. Более надежным является крепление пучковой арматуры гильзовым анкером, в который запрессовывается пучок при изготовлении на заводе. В гильзу с другого конца запрессовывают натяжной стержень с нарезкой и гайкой.
Для натяжения пучков с нарезными стержнями служат домкраты одинарного действия; шток домкрата навинчивают на резьбовой стержень арматуры и подвинчивают на нем гайку до упора в анкерную плиту. При работе домкрата шток оттягивает стержень и вместе с ним гайку; после этого она подвинчивается до упора в анкерную плиту, чем арматура удерживается в натянутом состоянии.
Стержневая арматура натягивается домкратами одинарного действия; с обоих концов стержней для этом цели приваривают наконечники с винтовой нарезкой или нарезают концы самих стержней.
Перед заполнением раствором каналы промывают водой и продувают сжатым воздухом. Раствор нагнетают растворонасосом или пневмонагнетателем под давлением 3-4 ат, без перерывов; когда раствор будет выходить с другого конца канала сильной струей, отверстие в анкерной пробке забивают.
Составы инъекционных растворов с R28 не менее 300 кг/см2 по весу ориентировочно могут быть: а) цементные 1:0,4 (цемент + вода); б) цементно-песчаные 1:0,25:0,45 (цемент + мелкий песок + вода). Возможно приготовление раствора с добавкой пластификатора - мылонафта или ССБ 0,15% (от веса цемента), что снижает количество воды на 20-25%. Состав раствора следует подбирать применительно к условиям инъекцирования, с определением вязкости, водоотделения и прочности.
Высокие колонны (30-50 м) весом в 50-80 т собирают из трех-пяти элементов в одну целую конструкцию на специальных стеллажах. Выпуски арматуры между элементами свариваются, и стыки замоноличивают в инвентарной металлической опалубке. Установка колонн производится по достижении бетоном в стыках 100% проектной прочности.
Укрупнение металлических ферм выполняют преимущественно в вертикальном положении на стеллажах или на подкладках, выложенных под один общий уровень.
Сборочные площадки для укрупнения конструкции устраивают у мест монтажа или у приобъектных складов вдоль путей. Для обслуживания сборочных площадок применяют преимущественно козловые краны, которые очень удобны для этой цели.
На укрупненные конструкции перед подачей их в зону монтажа устанавливают приспособления для строповки, монтажные подмости или детали для их крепления.